РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ как комплекс неполноценности российского капитализма.

критика

РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ как комплекс неполноценности российского капитализма.

Если говорить об архетипах романа Достоевского «Преступление и наказание», то мы увидим вот что: Родион Раскольников — неудачный бунт против консервативной традиции. Процентщица — символ неуспешного консервативно-ориентированного государства с матриархальными стереотипами — мать-старуха.

Неслучайно Родя выбирает  в жертвы старуху, а не миллионера-заводчика, который куда богаче. Но Родя-то бунтует против своей неспособности быть  тираном-отцом.

В сущности, Родион Раскольников — это ранний русский  капитализм. Родион после долгих мук Родя решается на бунт. Но почему его бунт бесплоден?

Потому что изначально он неверно ориентирован. «Убить главаря стать главарем», — говорят в Японии. Царями всегда становились цареубийцы. Убить отца – говорит Фрейд. Отец равно государство – сатурническая принуждающая энергия.

Родион решает убить старуху, которая символизирует старую окосневшую мать. Кем он может стать, совершив этот акт? Старухой. То есть унаследовать все то, что ему в ней так мерзко.

Как всякое великое произведение «Преступление и..» архетипично и универсально. Слабый русский капитализм неспособен построить, он мечтает только «убить старушку».

Раскольников инфантил, как и капитализм в России. У него нет созидательных сил.

Образ процентщицы ни в коем случае не образ капитала. Капитал – это мужская энергия, энергия потоков, движения, строительства – деяния (увы, и войны в крайней точке). Женская энергия – скапливать. Причем выродившаяся, старческая энергия. Потому что молодая женщина – это щедрость кормления, щедрость любви, объятий. Поэтому процентщица не капитал, она – ломбард. Она ничего не производит. И Родион хочет забрать у нее ее накопленное. Мертвое сделать еще более мертвым.

Отцовская энергия в «Преступлении…» представлена Свидригайловым – полицией, которая защищает интересы наскопидомленного. Интересы казны, по сути. Отцовская, сатурническая энергия Свидригайлова так же не дает Раскольникову никакого навыка созидания, единственное, чего Свидригайлову удается достигнуть – вызвать чувство вины, раскаяния и унижения.

До Свидригайлова Раскольникова терзает мысль «А не животное ли  я беспомощное?», а вот после Свидригайлова  он начинает чувствовать, что он как раз и есть «беспомощное животное», что он вступил в дерьмо по полной. У Родиона есть теперь вина и раскаяние. Но у него по-прежнему нет света. Теперь он вообще размазан по асфальту – он должен просить прощения на площади. То есть упасть всем в ноги .

В моем фильме Сергей Раскольников изменяет концепцию Федора Достоевского и дает шанс архетипу — Раскольникову — на будущее, на обретение отцовской энергии. Правильные поступки приводят к правильным результатам — вот мораль и концепция фильма.

RODION OF RASKOLNIKOV as an inferiority complex of Russian capitalism.

If we talk about the archetypes of Dostoevsky’s novel Crime and Punishment, we’ll see this: Rodion Raskolnikov is an unsuccessful revolt against the conservative tradition. The middleman is a symbol of an unsuccessful conservative-oriented state with matriarchal stereotypes — an old mother.
It is no accident that Rodya chooses an old woman as a victim, and not a millionaire-breeder, who is much richer. But Rodya is rebelling against his inability to be a tyrant-father.
In fact, Rodion Raskolnikov is the early Russian capitalism. Rodion after long torment Rodya decided to riot. But why is his revolt fruitless?
Because initially it is misguided. «Kill the leader to become a leader,» they say in Japan. Tsars have always become regicide. Kill your father, says Freud. The father is the state, the saturnic coercive energy.
Rodion decides to kill the old woman, which symbolizes the old mother who was stuck. Who can he become by doing this act? The old woman. That is, to inherit all that is so vile in him.
Like any great work «Crime and ..» is archetypal and universal. Weak Russian capitalism is incapable of building, it only dreams of «killing an old woman».
Raskolnikov infantile, as well as capitalism in Russia. He has no creative powers.
The image of the interest-holder is by no means an image of capital. Capital is a man’s energy, energy flows, movement, construction — deeds (alas, and wars at the extreme point). Female energy — to accumulate. And the degenerated, senile energy. Because a young woman is generosity of feeding, generosity of love, embraces. Therefore, the interest-holder is not capital, she is a pawnshop. It does not produce anything. And Rodion wants to take from her her accumulated. Dead make even more dead.

Father’s energy in the «Crime …» is represented by Svidrigailov — the police, which protects the interests of the intruder. Interests treasury, in fact. Svidrigailov’s fatherly, saturnic energy also does not give Raskolnikov any skill of creation, the only thing Svidrigailov manages to achieve is to cause feelings of guilt, remorse and humiliation.

Before Svidrigailov Raskolnikov tormented by the thought «But not an animal I am helpless?», But after Svidrigailov he begins to feel that he is just a «helpless animal», that he entered the shit in full. Rodion now has guilt and remorse. But he still does not have the light. Now he is generally smeared on the asphalt — he should ask for forgiveness in the square. That is, fall at your feet.

In my film, Sergei Raskolnikov changes the concept of Fyodor Dostoevsky and gives a chance to the archetype — Raskolnikov — for the future, to gaining paternal energy. The right actions lead to the right results — that’s the morality and the concept of the film.

(А. Сашнева)

Leave a comment